Организация работы избирательных комиссий с обращениями
В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане РФ имеют
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в том числе
в избирательные комиссии всех уровней.
Работа с обращениями граждан в избирательной комиссии строится в соответствии с
требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 12.06.2002 №
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», Закона Кировской области №346-ЗО «О выборах
депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской
области», Закона Кировской области №377-ЗО «О выборах депутатов Законодательного
Собрания Кировской области», иных федеральных законов, законов Кировской
области.
Обращение гражданина (далее - обращение) - направленное в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение,
заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный
орган, орган местного самоуправления.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных
нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению
социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных
прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о
нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе
государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо
критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав,
свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других
лиц.
Требования к обращениям
Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование
органа, в который оно направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего
должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя,
отчество, почтовый адрес гражданина, по которому должны быть направлены ответ,
уведомление о переадресации обращения, личную подпись гражданина, дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к
письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Ответ на обращение, в котором не указаны фамилия гражданина и его почтовый
адрес, по которому должен быть направлен ответ, не дается.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на
обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если
его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные
выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов
его семьи, остаются без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а
заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение. При
достаточных основаниях обращение направляется в соответствующий орган.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину с
разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину
неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее
направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и
обстоятельства, то переписка по данному вопросу с гражданином прекращается, о
чем ему направляется уведомление.
Все обращения в обязательном порядке регистрируются, что является юридическим
свидетельством того, что они приняты к рассмотрению.
Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращения.
Обращения могут быть поданы в устной, письменной форме, лично, по почте.
Поступающие в избирательную комиссию обращения предварительно рассматриваются
председателем комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя комиссии, а
в случае необходимости (по поручению председателя избирательной комиссии,
заместителя председателя избирательной комиссии) выносятся на рассмотрение
рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб на решения и действия
(бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц (если она
сформирована), иной рабочей группы, сформированной комиссией, а затем, при
необходимости, на заседание комиссии.
Непосредственно на заседании избирательной комиссии рассматриваются и
принимаются решения по наиболее значимым и сложным обращениям, требующим
обсуждения и решения коллегиального органа. При этом избирательная комиссия
вправе рассмотреть и принять решение по любому поступившему в избирательную
комиссию обращению, относящемуся к ее ведению, в том числе может пересмотреть
решение, принятое председателем, заместителем председателя, секретарем
избирательной комиссии, рабочей группой комиссии.
Окончательное решение по обращению может принять председатель комиссии, его
заместитель, секретарь либо сама комиссия.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции,
обязательны для нижестоящих комиссий.
Обжалование решений по обращениям
Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии и ее должностных лиц,
нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в
вышестоящую комиссию либо в суд согласно подсудности, установленной ст.75
Федерального закона и ГПК РФ.
Вышестоящая избирательная комиссия рассматривает жалобу по существу только при
наличии принятого нижестоящей избирательной комиссией решения по данному
вопросу. При отсутствии такого решения жалоба направляется для рассмотрения в
нижестоящую избирательную комиссию по подведомственности.
Вышестоящая избирательная комиссия по итогам рассмотрения жалобы вправе вынести
одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным
действие (бездействие) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным
действие (бездействие) и обязать нижестоящую избирательную комиссию повторно
рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное
действие).
Истребование материалов и документов для рассмотрения обращений
При рассмотрении жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав граждан на
заседание избирательной комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы
жалоб, заявлений), представители избирательных комиссий, а также лица, действие
(бездействие) которых обжалуются (п.12 ст.75 Федерального закона)
заблаговременно. Этот же порядок соблюдается и при предварительном рассмотрении
жалоб, заявлений на заседании рабочей группы избирательной комиссии.
Избирательная комиссия с учетом существа поступившего обращения вправе направить
в правоохранительные и другие государственные органы представление о проведении
соответствующей проверки и пресечении нарушений законов, регулирующих подготовку
и проведение выборов. О направлении представления сообщается автору обращения в
5-дневный срок с момента регистрации обращения.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации,
осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных
изданий, а также должностные лица этих органов и организаций обязаны
предоставлять необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения
комиссий в 5-дневный срок, а на обращения, поступившие за 5 и менее дней до дня
голосования и в день голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы
предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.
Дата изменения: 13.05.2019 09:09