Дистанционные покупки. Защита прав потребителей. Как обезопасить себя от мошенничества в сети интернет

15.07.2014

Дистанционные покупки. Защита прав потребителей. Как обезопасить себя от мошенничества в сети интернет

Вопросы безопасности расчетов за товары и услуги в сети Интернет, защиты прав потребителей, с учетом широкого наступления электронной коммерции, большого количества покупателей, привлеченных более низкими ценами и отсутствием необходимости покидать дом или офис для приобретения товара либо услуги, становятся более актуальными.

В условиях неопределенности правового статуса участников электронной торговли основное значение приобретает профилактика осуществления дистанционных покупок.

В данном случае рекомендации интернет-покупателям могут состоять в следующем.

Необходимо обращать внимание на следующее параметры интернет сайтов, осуществляющих дистанционную продажу товаров:

- на сайте интернет-магазина отсутствует информация о месте нахождения офиса, склада:

- не указаны основные регистрационные данные организации (ИНН, ОГРН);

- нет сведений о юридическом и фактическом адресе организации (в этом случае даже направить претензию будет сложно);

- есть служба доставки, но на этапе доставки нередки сбои в сроках;

- магазин не выдает кассовый чек или выдает документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства (к примеру, оттиск печати не синего цвета, похож на отсканированный ИЛИ цифровым способом обработанный рисунок; надписи на печати не соответствуют юридическому названию организации);

- гарантийные талоны также подозрительные, зачастую в них указаны мифические сервис-центры, а не официальные дилеры на территории вашего города;

- достаточно низкие цены на товар;

- предлагаются разные варианты оплаты, но всячески избегается способ оплаты через банковские карты.

В основном в такой магазин заманивает реклама, ложные восторженные отзывы бывалых покупателей, которые размещены на сайте интернет-магазина (форум покупателей), низкая цена на товар, распространенность ссылок именно на этот сайт (при выборке адрес сайта такого интернет-магазина выпадает в первых строках результата поиска).

С целью предупреждения себя от интернетмошенничества при дистанционных покупках необходимо соблюдать следующие правила:

1.   Изучить всю информацию на сайте, и прежде всего о регистрации магазина-продавца в качестве юридического лица (или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица), ИНН, ОГРН, адрес юридический, адрес офиса и почтовый адрес, адрес склада. Обратите внимание, какие указаны номера телефонов, наличие только мобильных номеров также подозрительно и может иметь негативные последствия, поскольку такие номера регистрируются в более простом порядке, отследите, кто является истинным обладателем указанного номера.

Звонок с обращением подсказать Ф.И.О. директора также является своего рода проверкой добросовестности продавца. Если это солидный магазин, вам не откажут. Ф.И.О. директора не тайная информация и не составляет коммерческой или служебной тайны.

На сайте добросовестный продавец размещает всю информацию, с которой законодательство требует знакомить покупателя (в том числе о порядке возврата товара). Эти сведения должны быть достоверными и исключить малейшую возможность введения покупателя в заблуждение. Если информация очень скудная или ее нет вовсе - поищите нужный вам товар в другом месте.

2. Сравнить цены аналогичного товара у других продавцов.

3. Узнать условия оплаты. Есть несколько вариантов оплаты или вам предлагают только предоплату? Не стоит рисковать с непроверенным продавцом. Воспользуйтесь лучше системой постоплаты, то есть платежа после доставки товара.

При совершении покупки следует знать, что:

1. Если заказ оформлен, то до доставки товара от него можно отказаться любой момент, а после его вручения - в течение 7 дней.

2. В момент доставки товара должна быть в письменном виде
предоставлена информация о товаре, а также о возможности возврата товара.

Если такой информации не предоставили, срок для возврата увеличивается до трех месяцев с момента передачи товара.

3.   При передаче товара и денег должен быть выдан чек, подписан акт приема-передачи или проставлена подпись, в доставочном листе. Если отказываются выдать чек, гражданин имеет право отказаться принять товар. Впрочем, отсутствие чека не признается законом основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя, если он сможет доказать факт покупки, например, свидетельскими показаниями.

4.   Требование проверки товара при курьере не только законное право, но и необходимая мера. В случае обнаружения недостатков в товаре при визуальном осмотре у вас есть шанс тут же вернуть товар.

В соответствии с ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров дистанционным способом определено, что продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Действующим законодательством предусмотрено два вида гражданско-правовой защиты нарушенных прав граждан при совершении дистанционных покупок.

 

1. Претензионный способ защиты.

Претензия составляется в письменном виде. В претензии должны быть указаны:

·         Ф.И.О., изложение возникшей проблемы. Краткое и емкое описание покупки и обнаруженных недостатков в товаре.

·         Ссылки на законодательные нормы, регулирующие вашу ситуацию (ГК РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", не будет нарушением простое указание, что, например, "нарушено ваше право, закрепленное в Законе РФ "О защите прав потребителей", без указания конкретной статьи. При этом гражданин не обязан для составления претензии обращаться к адвокату или заучивать закон).

·         Требования гражданина. Требование может быть только одно из перечня требований, описанных в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей". То есть нельзя требовать одновременно и замены товара ненадлежащего качества, и безвозмездного устранения недостатков товара. В случае перечисления всех видов требований, которые предусматривает ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец не сможет выполнить ни одно из этих требований, потому что оно не было конкретизировано. И в этом случае продавец будет прав.

·         Дата, подпись. Анонимные письма продавец вправе не рассматривать. Отсутствие проставленной даты, конечно, даст продавцу много возможностей для лавирования в сроках и однозначно облегчит доказывание в суде в последующем (если дело дойдет до судебного спора) вполне обоснованного неисполнения ваших требований.

От проставленной продавцом (или почтой) даты начинает идти срок удовлетворения ваших требований. За просрочку выполнения законных требований покупателя продавец может быть привлечен к ответственности, предусмотренной действующим законодательством (неустойка, штрафные санкции). Неустойка за просрочку выполнения вашего требования установлена ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требования покупателя. Неустойка начнет начисляться на следующий день, наступивший после последней (в соответствии с законом) даты удовлетворения какого-либо требования покупателя (в зависимости от того, с каким требованием выступили). А отсчет срока для исполнения требования начинается с момента вручения претензии. Если вручить претензию фактически оказывается невозможно (по сообщению почты, адресат выбыл или не находится по последнему известному адресу), отсчет срока для исполнения требований начинается с даты такого уведомления, предоставленного почтой.

Законом РФ "О защите прав потребителей" для каждого из возможным требований потребителя установлены определенные сроки для удовлетворения их продавцом:

1.   Устранение недостатка продавцом - не свыше 45 дней (п. 1 ст. 20).

2.   Возмещение расходов на устранение недостатков - 10 дней (ст. 22).

3.   Замена товара - 7 дней (при необходимости дополнительной проверки качества - 20 дней) (п. 1 ст. 21).

4.   Соразмерное уменьшение покупной цены - 10 дней (ст. 22).

5.   Возмещение убытков, причиненных отказом от исполнения договора купли-продажи, - 10 дней (ст. 22).

6.   Безвозмездное предоставление на период ремонта подменного товара - 3 дня (п. 2 ст. 20).

7.   Возврат денег за товар ненадлежащего качества - 10 дней (ст. 22).


2. Судебный способ защиты.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом. В случаях нарушения, оспаривания прав потребителя, неисполнения его законных требований продавцом он вправе обратиться в суд с иском о защите своих прав и законных интересов. Гарантия права потребителя на судебную защиту установлена законодательно в целях охраны прав потребителей (в том числе неограниченного круга лиц), позволяет объективно разрешать конфликт между продавцом и покупателем.

При рассмотрении споров между потребителем и продавцом закон предусматривает альтернативную подсудность дел. Потребителю предоставляется право выбора места предъявления иска. Исковое заявление может быть подано потребителем, права которого нарушены, в суд по своему месту жительства, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца) либо по месту причинения вреда. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Право выбора суда принадлежит потребителю. Законодатель освободил потребителей от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Это касается и обращения с кассационной жалобой в вышестоящий суд при несогласии с решением суда первой инстанции.

Потребитель может вести в суде дело лично или через представителя (адвоката, сотрудников юридических фирм, общественных организаций потребителей и т.п.). А может просто пользоваться консультациями последних.

Исковое заявление можно подать судье лично в часы приема граждан либо послать по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Закон не ограничивает вас и в порядке направления иска в суд. Есть только несколько требований к исковому заявлению.

Исковое заявление подается в письменной форме. В нем должны быть указаны:

- наименование суда, в который вы подаете исковое заявление. Если сумма иска не превышает 100 000 (сто тысяч) руб., спор подлежит рассмотрению мировым судьей (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ);

·         полное имя, фамилия, отчество, местожительство, контактные телефоны,;

·         наименование ответчика, то есть продавца (исполнителя, изготовителя) товара, его местожительство, если он является предпринимателем, или местонахождение, если речь идет о юридическом лице;

·         изложение всех обстоятельств покупки, обнаружения недостатков или иной возникшей проблемы с продавцом. Должны быть кратко, но полно и емко описаны основания выдвигаемых требований. Обязательно указание имеющихся доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. То есть в исковом заявлении указывается, когда, где, по какой цене купили товар, какими документами это подтверждается (товарный или кассовый чек, квитанция и т.п.), какие претензии у возникли (товар оказался некачественным, получили ненадлежащую информацию о товаре и пр.), какой имущественный и моральный вред при этом был нанесен, когда и какие претензии направляли ответчику и какой ответ получили;

·         требования, которые можно предъявить в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей";

·         цена иска, если он подлежит оценке, то есть общий размер требований в денежном эквиваленте (возврат уплаченной за товар суммы, сумма неустойки, сумма морального и материального вреда);

·         перечень прилагаемых к заявлению документов;

·         подпись (исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем, действующим по доверенности. Если подписывает такой представитель, к исковому заявлению необходимо будет приложить и копию его доверенности, а на судебном заседании представителю всегда следует иметь оригинал доверенности).

 


Возврат к списку

Яндекс.Метрика