О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

14.08.2013

О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно Федеральному  закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
В статье 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, утверждается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. А в части 2 ст. 25 названного правового акта говорится, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. В части 2 той же статьи указывается, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Хотя в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 03.12.2011) "беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания", в России беспризорниками называют всех брошенных, обездоленных и скитающихся детей, даже формально имеющих место жительства.
Государство, проявляя заботу о детях, постепенно создавало, развивало, реорганизовывало систему органов, занимающихся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время указанные функции выполняют органы опеки и попечительства, которые образовываются при органах местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Закона N 120-ФЗ органы опеки и попечительства:
- дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
- участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. А также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Забота о детях, их воспитание - основное личное неотъемлемое конституционное право родителей и их обязанность. В соответствии с законодательством РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Дети - это будущее, что признается в каждой цивилизованной стране. Поэтому как на международном, так и на государственном уровне проводится политика, направленная не только на добросовестное осуществление родительских прав родителями или законными представителями ребенка, но и на воспрепятствование злоупотреблениям ими. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, на их физическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с законодательством РФ родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия (18 лет). Иногда родительские права прекращаются раньше, например, при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность, с письменного согласия родителей полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность при осуществлении своих действий приобретать права и нести обязанности).
Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию, от выполнения которых во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность здраво оценивать свои поступки и контролировать чувства и эмоции. Родители должны быть для своих детей положительным примером.
За воспитание своего ребенка родители несут не только нравственную, но и гражданскую, административную и уголовную ответственность. А самой распространенной мерой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.
Права и обязанности родителей
Гражданская ответственность родителей может наступить в случае причинения вреда их несовершеннолетним ребенком (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ).
Уголовную же ответственность влекут следующие противоправные действия:
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) или антиобщественных действий, а именно за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое (то есть два и более раз) употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ);
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ);
- злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 157 УК РФ), и др.
К числу обязанностей родителей относится и обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть образования на базе 9 классов 11-летней средней общеобразовательной школы). Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (мнение детей при этом должно учитываться).
К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предметом защиты являются все права детей, указанные в семейном законодательстве. Объектами защиты являются жилищные, наследственные и другие права ребенка, включая и конституционные (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести, достоинства и др.). Способы защиты прав зависят от специфики характера их нарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому не исполнилось 14 лет, а подросткам более старшего возраста они помогают себя защищать.
Родители имеют право представлять интересы своих несовершеннолетних детей без какой-либо доверенности в любых организациях и учреждениях, государственных и правоохранительных органах, судах, а также перед физическими лицами.

В  случае утраты родительского попечения (например, лишения их родительских прав, ограничения этих прав) роль законных представителей несовершеннолетних возлагается на лиц в определенном законом порядке. В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью). А при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий по указанным вопросам между родителями они вправе обратиться в органы опеки и попечительства, где им будет предложена соответствующая помощь, заключающаяся прежде всего в педагогических

Федеральным законом  № 167-ФЗ от 02.07.2013 года внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, Статья  12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" дополнена  частью второй.  Сейчас, если  граждане усыновляют ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие будет выплачиваться в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.
Внесены изменения  в статью 7 Федерального  закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".  Детям-сиротам  предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения";
Внесены дополнения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации», согласно которым трудовая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное в установленном порядке недееспособным, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки трудовой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку трудовой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему трудовую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения трудовой пенсии в организации почтовой связи (иной организации, осуществляющей доставку трудовой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

О порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Ст. 5.35 КоАП РФ Федеральным законом от 04.05.2011 №98-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  была дополнена частью 2, которой установлена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за нарушение прав и интересов несовершеннолетних, и частью 3, предусматривающей ответственность за повторное в течение года совершение  правонарушения, установленного частью 2 Кодекса.
Согласно ст. 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Нарушение данного права несовершеннолетнего образует состав правонарушения рассматриваемой категории.
Объективная сторона части 2 ст. 5.35 Кодекса характеризуется нарушением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов, которое выражается:
-в лишении несовершеннолетних права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит их интересам;
-в  намеренном сокрытии места нахождения несовершеннолетних помимо их воли;
- в неисполнении судебного решения об определении места жительства несовершеннолетних, в том числе судебного решения об определении места жительства;
-в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование несовершеннолетних  и на защиту их прав и интересов.
Объективная сторона части 3 ст. 5.35 Кодекса характеризуется повторным, в течение года, совершением деяний, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Субъектами правонарушения являются родители несовершеннолетнего, законные представители несовершеннолетнего.
Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями  2 и 3 статьи 5.35 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика