НАЛОГИ

14.08.2013

НАЛОГИ


Увеличен срок для представления
возражений на акт проверки

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Рассматриваемым Законом данный срок продлен до одного месяца.
Следует отметить, что ч. 7 ст. 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.


Увеличен срок для представления возражений
на акт о выявлении налоговых правонарушений

В соответствии с п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ. Напомним, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства (п. 2 ст. 101.4 НК РФ). Если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Рассматриваемым Законом срок на представление возражений увеличен. После вступления в силу поправок он будет составлять один месяц.
Следует отметить, что ч. 7 ст. 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 5 ст. 101.4 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.

Установлен срок для ознакомления с материалами
дополнительных мероприятий налогового контроля

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе до вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. На практике часто возникает вопрос о сроке для ознакомления с указанными материалами. Налоговым кодексом РФ он не установлен. Официальные органы разъясняют, что такой срок определяет самостоятельно руководитель налогового органа (см., например, Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112, п. 13 Письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@). Отсутствие у налогоплательщика достаточного времени для ознакомления может явиться одним из оснований для отмены решения, принятого по результатам проверки. Судебная практика по этому вопросу разнообразна, и итоговое решение суда зачастую зависит от конкретных обстоятельств дела. Например, имеет значение, обладал ли налогоплательщик информацией, полученной в ходе допмероприятий. Такую позицию, в частности, занимает Президиум ВАС РФ (см. Постановление от 08.11.2011 N 15726/10). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ и Практическом пособии по налоговым проверкам.
Комментируемым Законом установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. После вступления в силу новой редакции абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налоговый орган будет обязан не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки ознакомить налогоплательщика с указанными материалами, если им будет подано соответствующее заявление.

Установлен порядок направления налогоплательщику
документов, используемых инспекцией при реализации
своих полномочий

Теперь в Налоговом кодексе РФ будет установлен общий порядок направления налогоплательщику документов, которые налоговый орган использует при осуществлении своих полномочий (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ). Этот порядок не будет затрагивать прямо предусмотренные отдельными статьями Налогового кодекса РФ правила передачи документов, например, правила вручения решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101 НК РФ), справки о выездной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, будут передаваться налогоплательщику или его представителю одним из следующих способов:
- под расписку;
- по почте заказным письмом (документ считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки письма);
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Ни один из данных способов не является приоритетным.
Если адресат в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязан представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, то документы будут передаваться ему исключительно по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Уточнены правила направления налогоплательщику
требования о представлении документов

Налоговый орган вправе при проведении проверки истребовать у налогоплательщика необходимые для контроля документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Вопрос о способе вручения требования о представлении документов имеет большое значение. Согласно действующим правилам налоговый орган сначала должен вручить требование налогоплательщику (руководителю организации, уполномоченному представителю) лично под расписку или отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если таким образом требование передать невозможно, то его следует направить по почте заказным письмом. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23.05.2012 N А52-2540/2011 признал нарушенной процедуру направления соответствующего требования, поскольку инспекция сразу направила его по почте. Противоположный вывод содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 N А56-71958/2011. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Рассматриваемым Законом в п. 1 ст. 93 НК РФ внесены изменения. После вступления в силу поправок требование о представлении документов необходимо будет вручать лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. При невозможности вручить требование таким образом, оно направляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 31 НК РФ.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика